На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
 Наши партнеры 
English Version
 Март 8 
КРИЗИС НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ДСП: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Н. ПЕРЦОВСКИЙ Л. ПАРАНЮШКИНА

ОАО "Карелия Евроимэкс ДСП" считает эффективный маркетинг залогом успешного продвижения продукции на рынке. Регулярное проведение маркетинговых исследований  позволяет свободно ориентироваться на отраслевых рынках и прогнозировать их дальнейшее развитие. Результатами последних исследований в этой области мы готовы поделиться с читателями "Мебельного обозрения".
 

Динамика цен на необлицованную ДСП: анализ и прогноз
 
Стремительный рост цен на необлицованную ДСП не может не тревожить отечественных производителей мебели. В 2000 году цены на ДСП поднимались в январе–августе в среднем на 6 % в месяц, в сентябре–октябре – на 12–15 %, а в ноябре–декабре – уже более чем на 20 % в месяц. В начале наступившего года произошел очередной скачок. Темпы роста цен в январе 2001 года превысили 25 % (график 1). Несложные арифметические расчеты показывают, что за период с января 2000 по январь 2001 г. стоимость  необлицованной ДСП  отечественного производства в среднем выросла более чем вдвое.
  Однако уже сегодня можно говорить о наметившейся стабилизации ценовой обстановки на рынке ДСП. В феврале темпы роста цен на ДСП заметно упали. В середине февраля разброс цен на плиты производителей (франко-склад) оставался на январском уровне и составлял от 32 до 67,12 руб. за м2. Таким образом, объявленная стоимость 1 м3 необлицованной плиты российского производства сейчас колеблется от 70 до 146 долларов США. Данный анализ мы провели на основе опубликованных цен предприятий-производителей ДСП.
  Для сравнения приведем данные о ценах на импортную шлифованную ДСП. В начале года ее стоимость составляла от 40 до 80 руб. за м2, или 89–170 долл. США за 1 м3 (на складе завода-изготовителя). Это означает, что цены на отечественные необлицованные плиты сегодня достигли стоимости импортных, тогда как еще в августе прошлого года разрыв составлял 60–70%.
  Теоретически российская плита может дорожать и дальше, ведь верхний ценовой предел еще не достигнут. К тому же доставка плиты из-за рубежа в Москву или Санкт-Петербург обходится гораздо дороже, чем из российских регионов. Например, за транспортировку 1 м3 ДСП из Польши в Москву придется выложить не менее 20–25 долл. США. Тем не менее существенного подорожания на российском рынке плит, скорее всего, не произойдет. Ведь не секрет, что по качественным показателям российские плиты не способны конкурировать с лучшими западными аналогами. Именно они занимают верхнюю ценовую нишу, недостижимую пока для отечественного производителя. В то же время нельзя исключить возможность кратковременного взлета цен на российском рынке ДСП. Однако предложение более качественной импортной плиты по тем же ценам быстро охладит пыл отечественных производителей, рискующих остаться у разбитого корыта. 
  В сложившейся ситуации мебельные предприятия бьют тревогу. Ссылаясь на увеличение доли импортной мебели на российском рынке в 2000–2001 годах, они предрекают катастрофу отечественному мебельному производству. С нашей точки зрения, ситуация на мебельном рынке и рынке ДСП развивается вполне закономерно и полностью подчиняется экономическим законам, действующим в рыночной системе хозяйствования.


 
Причины роста цен на необлицованную ДСП
 
Во-первых, произошло перераспределение прибылей внутри плитной отрасли. Бурный рост мебельного производства повлек за собой растущий спрос на облицованную плиту. Именно облицованная плита, как продукт наиболее востребованный, дорожала более высокими темпами, чем плита необлицованная. Образовавшийся разрыв не мог сохраняться долго, и баланс цен на плиту облицованную и необлицованную стал постепенно выравниваться. Немного статистики. С января 2000 по январь 2001 года динамика роста цен явно смещается в пользу необлицованной плиты. За весь 2000 г. ламинат подорожал в среднем на 22 %, при этом максимальный рост цен на облицованную плиту составил 39 % (график 2). Необлицованная плита за этот же период выросла в цене более чем в два раза. На начало февраля диапазон цен на ламинированную ДСП составлял  от 110 до 158 руб. за м2 (от 3,9 до 5,5 долл. США). Это объявленные цены предприятий-изготовителей (франко-склад).
  Еще одной  причиной роста цен на необлицованную плиту стали структурные изменения на рынке ДСП. В последние годы широкое распространение получила облицовка плит в основном методом ламинирования. Введение в строй облицовочных мощностей стало опережать развитие производства плит. В первую очередь это относилось и относится к предприятиям-производителям ДСП. В целом ряде случаев производители, установившие линии облицовки, резко снизили или вообще прекратили продажу необлицованной плиты. А ведь облицовочное оборудование запускали не только на заводах-производителях ДСП, но и на предприятиях, рассчитывающих на покупную плиту с целью ее последующего ламинирования (каширования). В результате спрос на необлицованную ДСП значительно вырос.  Производители плит оказались не в состоянии обеспечить ими всех желающих.  Растущий дефицит повлек за собой рост цен.


 
  Третья причина кроется в перераспределении прибылей между мебельной и плитной отраслями. Рост цен на ДСП объективно вытекает из закона выравнивания прибыли на предприятиях взаимосвязанных отраслей промышленности, производящих товары повышенного спроса. Рентабельность мебельного производства продолжает расти. В 2000 г. она составила в среднем 14–17 %, а у целого ряда крупных предприятий превысила 30 %. Примерно так же ее оценивает и Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. В то же время рентабельность производства необлицованной ДСП до последнего времени колебалась между 3–8 % при среднем показателе 4–6 %. Такой уровень рентабельности в капиталоемкой отрасли, какой является плитное производство, не позволяет развивать производственные мощности и поддерживать их на современном уровне. Ясно, что перераспределение прибылей между отраслями является в подобной ситуации объективным и закономерным.
 

Выход - в сотрудничестве
 
В основе сегодняшнего кризиса лежит невозможность быстрого наращивания мощностей для производства плит. С 1991 г. их объемы сократились более чем в полтора раза (график 3). Известно, что завод ДСП – производство капиталоемкое. Чтобы построить такой завод, нужно вложить не менее 70 млн. долл. США. Реконструкция и модернизация имеющихся производственных мощностей также потребует немалых инвестиций. Кроме того, даже в случае появления инвестора у предприятия потребуется довольно длительное время на проведение всех необходимых работ.
  Единственный конструктивный выход из сложившейся ситуации мы видим в более тесном сотрудничестве плитной и мебельной отраслей, в первую очередь во взаимовыгодном инвестировании средств в плитное производство. В противном случае мебельщики будут вынуждены покупать древесно-стружечную плиту за рубежом, а это проблем не решит, поскольку цены на импортную ДСП будут существенно выше, чем на отечественную. В условиях роста цен на ДСП отечественные мебельные предприятия будут вынуждены повышать цены на свою продукцию, чтобы обеспечить прежний уровень рентабельности. Это повлечет за собой ужесточение конкуренции и дальнейшее увеличение доли импортной мебели на российском рынке. Такой вариант развития рынка не выгоден ни мебельщикам, ни плиточникам, поскольку приведет к сокращению спроса на отечественную ДСП и сужению рынка для мебельных предприятий России.
  Таким образом, мебельные предприятия сегодня стоят перед выбором: либо смириться со значительным снижением рентабельности для сохранения конкурентоспособности с импортной мебелью (8–10 % – хороший европейский уровень для не слишком капиталоемких производств), либо инвестировать или реинвестировать средства в отечественные плитные предприятия.  Именно второй вариант позволит сохранить плитный рынок России и надежно обеспечивать плитой мебельную промышленность, сохраняя ее конкурентоспособность. 


Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
7[8]9101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
434445464748
2008
495051525354
2009
555657585960
2010
616263646566
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Эротический видео чат health life скачать дота казахстанский хостинг каста сериал сеть